Сайт старшей вожатой Савиновой Юлии Сергеевны
Программа школьного пресс-центраПрограмма школьного пресс-центра Пояснительная записка Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема социализации личности ребенка, школьника. Школа, предоставляя обучающемуся спектр учебных программ и разнообразие их содержательного компонента, порою не учитывает важную проблему: как выпускник сумеет применить полученные знания. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы знания не стали мертвым грузом, багажом, который остается востребован только на занятиях в институте, а жизнь при этом диктует правила и законы? Первой и одной из самых важных ступеней пути на формирования социальной активности может и должно стать вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы. Этот процесс также способен сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности. Способом самореализации обучающихся может быть участие в работе школьного пресс-центра, а именно, через публикацию своих творческих работ и анализа своей деятельности в школьной газете. Газета является частью структуры школьного самоуправления учащихся и представляет собою школьный пресс-центр . Школьный пресс-центр это логически продуманное, организованное сообщество детей под руководством педагога, это форма освоения способов построения отношений, как условие освоения социально принятых норм взаимодействия, основание развития партнерства и сотрудничества, позволяющее: привлечь обучающихся к обсуждению и участию в решении социальных проблем; создать безопасное досуговое пространство для молодых людей, где они при поддержке взрослого могли бы проживать различные социальные роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и т.д.); осуществлять профилактику негативных социальных явлений современной жизни среди подростков; формировать у подростков умение адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и собственной мнимой неполноценности; формировать социальную активность учащихся, понимаемую нами как творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни. Программа «Школьный пресс-центр» составлена на основе программы дополнительного образования «Журналистика в школе», ее отличие от существующих программ в том, что темы работы центра подобраны в соответствии с целями и задачами школы. Данная программа является программой дополнительного образования и рассчитана на 1 год, 96 часов (2,7 часов в неделю) Цель: Формирование социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманных идеалов, умения действовать в соответствии с гуманистическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность. Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора обучающихся, овладению ими основ психологических, культурологических знаний. 2. Оказывать психолого-педагогическую поддержку процесса познания и самопознания подростками противоречий современной жизни. 3. Содействовать процессу самовыражения и самоутверждения подростка. 4. Развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся. Содержание деятельности Деятельность строится по нескольким направлениям: освоение и усвоение – изучение основ деятельности пресс-центра, механизма работы всех его членов, технического процесса подготовки материала, разработки макета издания и выпуск номера. Итог: осознание механизма работы пресс-центра, приобретение и накопление знаний по исполнению различных социальных ролей; накопление – выявление противоречий в повседневной жизни, осмысление собственной позиции, соотнесение ее с общественным мнением. Итог: осознание своего «Я», накопление знаний о способах самовыражения; моделирование – обсуждение выявленных проблемных ситуаций, анализ их с точки зрения актуальности, ранжирование по степени значимости, поиск информации, сюжета, героев статей. Итог: осознание своих способностей и возможностей для выявления противоречий и проблем, моделирование способов разрешения личностных и общественных проблем, актуализация собственного потенциала для их разрешения; исполнение – выбор определенной роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и др.). Итог: осознание своих возможностей по освоению определенной социальной роли, актуализация своих возможностей. Методы и приемы: лекция, дискуссия, мозговой штурм, диагностика и самодиагностика, тренинги, упражнения по развитию различных видов мышления, метод контрольных вопросов, практические задания и др. Основные направления работы школьного пресс-центра: Практический курс <Школа журналистики> Знакомство с периодическими изданиями, пресс-центрами других школ, анализ газетного материала профессиональных изданий, участие в конкурсах детской прессы Организация встреч с интересными людьми, пресс-конференций, проведение экспресс-опросов, тематических заседаний Выпуск школьной газеты (подбор статей, иллюстраций, фотографий, рисунков; реклама и распространение газет) Всесторонне отображать школьную жизнь: школьные проблемы, школьные, районные и городские праздники и мероприятия; Освещать правовые аспекты жизни школьников; Рассказывать об интересных людях нашей школы (учениках, учителях, родителях, выпускниках); Развивать и поддерживать интерес учащихся к учебной деятельности (научно-популярный раздел), искусству (интересные факты из области литературы, кино, театра, музыки), общественным проблемам; Публиковать творческие работы учащихся нашей школы (стихи, рассказы, пьесы, повести). Издание литературного альманаха - сборника литературных произведений учеников школы Все номера газет и первый выпуск литературного альманаха должны храниться в школьной библиотеке и быть доступными всем желающим, должна являться своеобразной летописью школы. Содержательно-методическое обеспечение программы Деятельность каждого ребенка в школьной газете построена таким образом, что он в течение учебного года осваивает несколько социальных ролей. В одной четверти он может быть корреспондентом, в другой – автором очерков, распространителем (рекламным агентом), верстальщиком и так далее. Для освоения каждой из этих ролей необходимы кроме специальных знаний (знания компьютера, различных программ и др.) еще и общие, способствующие становлению основ социально-активной личности. Это, прежде всего, знания о видах и формах общения, об умении задавать вопросы, нахождении оригинального решения простой проблемы, умения мыслить творчески. Предлагаемый комплекс тренингов и упражнений позволит педагогу раскрыть таланты и возможности ребенка, способствовать активизации личности, умению применить знания на практике, ускорить процесс адаптации школьника при переходе от одной роли к другой (Приложение 2)
Учебно-тематический план
Список литературы
Журналистика в школе: программа, материалы к занятиям/ автор-составитель Н. А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011.
1. Волкова Л.А. Основы наборных процессов / Л.А.Волкова. –М., 1986; 2. Лицейское и гимназическое образование. –№ 6. –2002; Ладыженская Т.А. 3. Развивайте дар слова / Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. –М.,1977; 4. Макарова Н.В. Информатика 10-11 кл. / Н.В.Макарова. –СПб., 1999; 5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 кл. / Н.Д.Угринович. –М., 2003; 6. Программа деятельности центра социализации личности средствами артпедагогики. –Иркутск, 2007; 7. Справочная книга редактора и корректора. –М., 1985; Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / Ю.Г.Тамберг. –СПб., 2002.
Приложение 1
Структура пресс-центра. Должностные обязанности Главного редактора: организация ежемесячного выпуска газеты, подбор информации Корректора: исправление ошибок, грамотное составление текстов Верстальщик: оформление газеты Редакторов: подбор материала, написание статей.
Возможные рубрики: • Новости ("Как это было"); • Представление какого-либо человека ("Незнакомые знакомцы',"Кто на новенького?"); • Обсуждение насущных школьных проблем ("Точка зрения"); • Юморески (случаи, произошедшие на уроках, фразы из сочинений). Приложение 2 1. Тренинг умения задавать вопросы. Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Психологи считают, что наше мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. Вопрос – это форма мышления в которой выражается затребование информации. Задавание вопросов – это управление мышлением и осуществление обратной связи между людьми. Сильное мышление это, в частности, умение задавать вопросы по существу. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Именно с целью развития мышления рекомендуется научить детей правильно задавать вопросы. В вопрос можно вложить практически любой смысл, прямой или скрытый, как говорят «со вторым дном», «окрасить» вопрос любой эмоцией. Поэтому умение задавать вопросы можно отнести к искусству. Кстати, искусство журналиста – это задавать умные и интересные вопросы и вежливо выслушивать ответы. Типы вопросов. Необходимо научить детей не только задавать различные вопросы, но и уметь самим на них отвечать. Осведомительные вопросы. Цель – получение новой информации (что это? зачем?). Частный случай – это вопросы на понимание, для уточнения ситуации или правильности своего понимания (на каком основании Вы это утверждаете?). Наводящие вопросы и принцип сведения сложного к простому. Наводящими вопросами называют вопросы, помогающие решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими». Задавать такие вопросы довольно сложно. Надо хорошо знать обсуждаемый предмет, уметь давать четкие определения предметам и понятиям, владеть искусством дробления целого на части, владеть классификацией. Проблемные или развивающие вопросы побуждают думать и понимать. Обычно начинаются так: Зачем? Почему? Какие функции выполняет? Хороши проблемные задания, начинающиеся словами: сравните.., сопоставьте.., чем отличается.., как устроено… Критикующие вопросы. Их цель оценить и выявить недостатки. Все новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, т.е. выявлении недостатков. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы, отсекающие довольно большое поле неизвестности. Прогнозирующие вопросы задают на выявление следствий типа: «Что будет, если?..» или «А что бы было?..». Это могут быть очень сложные вопросы на определение причинно-следственных связей. Провокационные вопросы. Это вопросы с лукавством, со скрытой ошибкой или ложным утверждением. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая»: настороженность, мгновенную готовность противостоять наступлению, подвоху, обману, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение. Упражнение 1. Учащихся делят на 2 команды. Каждой команде показывают свою репродукцию столько времени, сколько они просят. Затем репродукцию первой команды показывают ребятам второй и просят задавать разные типы вопросов, а команде отвечать на них. Упражнение 2. Школьникам читается рассказ (статья, очерк и т.п.). Затем делят на 2 команды. Одной команде предлагают задавать вопросы для выяснения того, как вторая команда поняла прочитанное. Руководитель вместе с ребятами определяет лучший вопрос и лучший ответ. 2. Упражнения для умения находить главное. На Землю прилетел инопланетянин и хочет знать о ней все. Расскажи ему самое главное десятью фразами. Из каких главных частей состоит стол, велосипед, чайник, холодильник, лампочка. Без каких компонентов можно сварить суп, а без каких нет? 3. Упражнения для развития ассоциативного мышления. Хорошо находит ассоциации тот, у кого хорошая образная память, т.е. много образов в «доленной памяти», и кто может быстро извлечь из памяти нужный образ, т.е. быстро вспомнить то, что надо. Возможно развивать ассоциативное мышление путем составления цепочек ассоциаций. Цепочку начинает какое-либо слово-символ или образ (например, корабль), далее записывается или произносится другое слово или образ, свободно возникший по ассоциации, и так далее. Например, такая цепочка – корабль: море, белый парус, яхта, «штормовые сороковые», океанские гонки, одиночество… У других людей ассоциации будут совершенно другие. Корабль: алые паруса, Ассоль, сильные руки капитана Грея, счастье, слезы радости, сверкающее на солнце море… Какие цепочки ассоциаций вызывают у Вас слова: бабочка, лист клена, пчела, рога оленя. Дается два слова (например, мороз и троллейбус). Требуется найти цепочку слов-образов, которая начиналась бы первым словом и заканчивалось вторым (мороз, снег, тайга, заблудившиеся туристы-лыжники, вертолет со спасателями, наконец, спасатели увидели сверху лыжный след, как троллейбусные провода). Найдите цепочку ассоциаций по следующим парам слов: веревка и горы, яхта и ветер, Пушкин и Санкт-Петербург, остров Врангеля и белые медведи, лунная дорожка на воде и лодка, «как хороши, как свежи были розы…».
Приложение 3 Материалы для вводного занятия «Значение журналистики в современной жизни. Профессия – журналист» Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет) История журналистики: Слово «журналистика» ввел в русский язык Н. А. Полевой, создавший рубрику под таким названием в популярном во 2 половине 1820 годов журнале «Московский телеграф». В это же время журналистика становилась видом профессиональной деятельности (ранее труд авторов и редакторов материально не вознаграждался или вознаграждался время от времени). Первым в России профессиональным редактором был Н. М. Карамзин, руководивший изданием журнала «Вестник Европы» в 1802 – 1803 (его жалование составляло 3000 р. в год) Журналистской деятельностью весьма плодотворно занимались Петр 1 и Екатерина 2, Фонвизин, Крылов, Пушкин, Герцен, Толстой, Чехов, Плеханов, Ленин. Среди редакторов журналов были Н. А. Некрасов, Ф. М. Фонвизин, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, В. Я. Брюсов, М. Горький и другие. Современная журналистика: Информация вокруг нас, она нас радует и огорчает, смешит и разочаровывает, приносит удовольствие и разочарование, ее мы ждем и боимся получить, от нее часто зависит наша жизнь. Мы живем в информационном веке, говорят, что владеющий информацией владеет миром. Слово информация происходит от латинского «разъяснение», «изложение», первоначально означало сведения, передаваемые людьми устным или письменным способом. В различных отраслях человеческой деятельности понятие «информация» имеет самое разное смысловое наполнение. Наиболее подходящее для журналистов определение: информация – это актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Любая информация, предназначенная для большого количества людей, становится массовой. В Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 год) под массовой информацией понимаются «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, радио, телевидения, а в последнее время из Интернета, является массовой. Журналистика работает не со своей информацией, а только с той, которая важна для общества – социальной информацией. Журналистика отражает факты с точки зрения их общественной значимости. Средства массовой информации учитывают и удовлетворяют информационные интересы и потребности аудитории. Получая информацию, читатели, слушатели, зрители оценивают новизну информации, ее достоверность, доступность, своевременность. Вместе с тем журналистика не должна служить сиюминутным целям. Это становится наиболее актуальным в наше время – время становления информационного общества. В 2000 году была принята доктрина информационной безопасности России, где среди прочих заявлена задача сохранения и укрепления нравственных ценностей, традиций, патриотизма и гуманизма. Как форма информационной деятельности журналистика, безусловно, ответственна за выполнение этих задач. Функции журналистики: коммуникативная, культуроформирующая, рекламно-справочная, организаторская, развлекательная. В соответствии с этим существует определенный набор качеств, обладать которыми должен каждый журналист. Профессия журналист По определению, журналист – это сотрудник периодического издания. Работа журналистом заключается в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют следующие журналистские специализации: сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников), журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет), фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями)». Также журналистов можно классифицировать по направлению работы: журналисты-международники, отраслевые журналисты, политические, экономические или спортивные обозреватели, рекламный журналист, телерепортер и так далее – и по жанру работ: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист …
В чем преимущества работы журналиста? Почему многие стремятся получить эту профессию? Во-первых, такая работа предполагает активный образ жизни – не придется просиживать в офисе с 9 до 6. Потом – постоянно меняющиеся задачи, встречи с новыми людьми, в том числе и знаменитостями, путешествия… Хотя работа журналистом предполагает и ряд минусов: ненормированный рабочий день, состояние постоянного аврала, необходимость сдавать материалы в срок, что бы ни случилось – а значит, часто невозможность взять даже больничный или пойти в отпуск тогда, когда хочется… Кроме того, работа журналиста считается одной из самых опасных профессий, и смертность здесь высокая. Что касается карьеры – здесь есть возможность как горизонтального, так и вертикального роста. Вертикальная карьера журналиста предполагает переход на более высокие должности – от корреспондента до обозревателя, дальше – редактор отдела, выпускающий редактор, главный редактор… Горизонтальная карьера для журналиста означает создание известного имени, наработку контактов, работу для нескольких изданий одновременно и рост гонораров. Что нужно уметь? Общепринятое мнение, что для успешной карьеры в журналистике нужно быть общительным и хорошо писать, несколько неверно. На самом деле, чтобы работа журналиста ладилась, ему нужно обладать следующими качествами и умениями: 1. Любознательность, любопытство ко всему новому – и желание поделиться этим новым с окружающими.
5 февраля 2017 в 17:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.